Роль родителей в развитии ребенка

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы
это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие
родители.
А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в
постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с
чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если
прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все
неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они
не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их
собственные дети.
По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших
родителей.
И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не
содействуют успешному родительству.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности
родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не
случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в
тяжелую минуту жизни.
Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна,
безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям
обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления
родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и
безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.
Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека,
поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у
ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при
каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской
любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей
родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и
внимательно.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это
универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может
быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого
ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с
родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую
любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во
всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским,
пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание
наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании
растущего человека. Принимать ребенка — значит утверждать неповторимое
существование именно этого человека, со всеми свойственными ему
качествами.
Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним?
Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем
оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми.

Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и
присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей
стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз
объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец,
негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!»
Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что
каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было,
какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с
ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо
выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а
подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный,
необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви
независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной
родительской любви, формула принятия — это не «люблю, потому что ты —
хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».
Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим
моментом в общении с ним. На первый план выступает созидательная,
вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и
новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых открытий.
Оценку не личности ребенка, а его действий и поступков важно осуществлять,
меняя их авторство. Действительно, если назвать своего ребенка недотепой,
лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и
уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А вот если обсуждению
подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребенка и
утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит
свое поведение и сделает правильные выводы. Он может ошибиться и в
следующий раз или по слабости воли пойти по более легкому пути, но рано или
поздно «высота будет взята», а ваш контакт с ребенком от этого никак не
пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет вашей общей
радостью.
Для правильного построения воспитания родителям необходимо время
от времени определять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их
собственная воспитательная деятельность, определять, что движет их
воспитательными условиями.
Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной
мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего
ребенка.

Из материала интернет сайта

Дата публикации: 18.10.2022