ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Суицидальное поведение представляет собой одну из основных
суицидально-медицинских проблем современного общества. Каждую минуту в
мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства,
самоубийство входит в первую десятку причин смерти.
В Республике Беларусь самоубийство, как причина смерти, занимает
четвертое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и
болезней органов дыхания. Однако статистические данные отражают далеко не
все; они ничего не говорят нам о страданиях родственников, друзей и коллег
самоубийцы, которые часто испытывают тревогу и растерянность после
невероятного акта саморазрушения или сталкиваются с обрушивающимся на них
позором. Бесспорно, что настоящее число суицидов подсчитать невозможно,
поскольку не всегда сообщается о реальной причине смерти, или она скрывается
под названием «смерть от несчастного случая».
Проблема самоубийства возникла на заре человечества и формировала на
протяжении веков противоречивые отношения к себе. Однако изучаться она
стала сравнительно недавно. И мифы, которые когда-то окружили суицид, по сей
день живут в общественном сознании. Некоторые их них во многом мешают
предупреждению самоубийств, спасению жизни людей.
Подготовка к самоубийству зависит от особенностей личности человека и
внешних обстоятельств, она зачастую состоит в том, что обычно называется
«приведением своих дел в порядок». Для других – написание длинных
запоздалых писем или улаживание споров и конфликтов с родными и друзьями и
важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийство, посещают своих врачей и
работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение
ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть
выслушанными. Однако очень часто врачи, психологи, соцработники и семья не
слушают их. Своевременная психотерапевтическая помощь могла ба оказаться
необходимым способом для сохранения им жизни.
Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии.
Депрессия часто начинается постепенно, появляется тревога и уныние. Люди
могут не осознавать ее начала, они только замечают, что последнее время стали
подавленными, печальными и «хандрят», будущее выглядит туманным, и они
считают, что его нельзя изменить.
Суицидоопасные депрессии протекают у подростков атипично,
маскируясь симптомами соматовегетативных расстройств, ипохондрическими
нарушениями, девиантным поведением.
Суцидальное поведение отличается быстрым принятием решения,
основывается на стремлении «что-то с собой сделать». Другим фактором может
служить желание «забыться». Чаще всего к саморазрушающему поведению
толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц.

Сенситивные подростки страдают от чувства собственной
неполноценности – реактивная депрессия и вызревание суицидальных
намерений с неожиданной их реализацией.
Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации
характеризуются нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх
ущерба социального статуса.
Для детей с шизоидной акцентуацией характерно применение допингов.
Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не
проходит мимо их внимания (сказки, события жизни).
В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется
разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти
абстрагируется от собственной личности.
ДЕМОНСТРАТИВНОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — это
разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства, безо
всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что
вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть
утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от
грозящих неприятностей, или, наконец, чтобы наказать обидчика, обратив на
него возмущение окружающих, или доставить ему серьезные неприятности.
АФФЕКТИВНОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Сюда относятся
суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может
длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может
растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь обычно мелькает мысль,
чтобы расстаться с жизнью, или такая возможность допускается.
ИСТИННОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Здесь имеет место
обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой.
Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению
подростка, была эффективной. В оставленных записках обычно звучат идеи
самообвинения. Записки адресованы более самому себе, чем другим, или
предназначены для того, чтобы избавить от обвинений близких.
ФАКТОРЫ РИСКА, ПОДТАЛКИВАЮЩИЕ ПОДРОСТКА К
САМОУБИЙСТВУ:
— жестокое обращение окружающих
— нарушенные отношения в семье
— проблемы в школе
— неразделенная любовь.
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних является
одной из важнейших задач общества. Значительная часть детей и подростков со
своими проблемами обращаются к педагогам и психологам школ.
ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА НЕОБХОДИМО:
— Информирование родственников подростка о возможном суициде.
— Обеспеченность непрерывного наблюдения за подростком, как в
школе, так и в семье.
— Обеспечение консультации детского психиатра или психотерапевта.
— Специализированное лечение у психотерапевта.

Только совместными усилиями психологов, педагогов и медиков можно
достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения
среди детей и подростков.
Мы должны активно научиться слушать и главное – слышать наших
детей. Для многих из них будет достаточно этого, чтобы не ступить за черту
бездны.

Из материала интернет сайта.

Дата публикации: 07.09.2022