Половое воспитание подрастающего поколения

Половое воспитание подрастающего поколения — дело большой государственной важности. По мере роста научных, экономических и культурных достижений в стране обогащается и духовный мир нашей молодежи. Считается, что если ребенок хорошо учится и примерно себя ведет, то половое развитие у него протекает нормально. Это — заблуждение. Даже при условии чрезмерного проявления половой возбудимости или при неправильном формировании половой направленности такой ребенок мало или совсем не отличается от здорового. Половые отклонения от нормы у возбудимого ребенка могут быть замаскированы, для их выявления требуется тщательное наблюдение родителей.

Эротические ощущения могут проявиться в очень раннем возрасте, по мере полового созревания интенсивность их нарастает, а формы проявления становятся более многообразными. Именно поэтому проблема полового воспитания является одной из самых трудных педагогических проблем, особенно при изолированном рассмотрении составляющих ее вопросов, Воспитать человека будущего, многогранно мыслящего, глубоко чувствующего — вот главная задача, лежащая в основе полового воспитания.

Целый ряд сложных и спорных жизненных вопросов ежедневно возникает в семье и школе, но ни одно учебное руководство, ни одна книга не могут дать готовых решений на каждый из них. Жизнь настолько многообразна, что едва ли в этом есть настоятельная необходимость. Наша задача — вооружить воспитателей, и прежде всего родителей, идеями, представляющими общие принципы советской жизни. Именно они составляют сущность этического воспитания, которое В. И. Ленин относил к числу важнейших задач.

В популярной медицинской литературе половое воспитание нередко сводится лишь к половому просвещению. Однако «половое воспитание» — понятие более широкое. Оно включает в себя не только воспитание полового чувства, но и общекультурные, этические и социальные особенности развивающейся личности. «Отдельно воспитывая половое чувство, мы еще не воспитываем гражданина» — писал А. С. Макаренко,— воспитывая же гражданина, мы тем самым воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное основным направлением нашего педагогического внимания».

А. С. Макаренко убедительно и просто говорил, что умение владеть своими чувствами, воображениями, возникающими желаниями — это важнейшее умение, общественное значение которого еще недостаточно оценено.

Действительно, человек высокой нравственности и культуры по-настоящему красив. В нем гармонично сочетается все, что дано человеку от природы и привнесено культурой.

Каково соотношение между воспитанием культуры социальной личности и вопросами, составляющими проблему полового воспитания? При одностороннем подходе к ним нельзя рассчитывать на плодотворное решение поставленной задачи. Высокая нравственная атмосфера и половое воспитание, взятые в отдельности, вне связи друг с другом, без взаимопроникновения, противоречат диалектическому пониманию вопроса.

Порочные половые привычки, аморальные поступки, попытки к потреблению алкоголя и ранней половой жизни определяются не только слабостью социально-культурных установок, полученных в процессе воспитания, но и биологическими особенностями в виде нарастающего в этот период полового влечения.

Несмотря на сформировавшиеся в процессе воспитания культурные навыки и высокую идеологическую подготовку, подростка нельзя оставлять наедине с сексуальными переживаниями. Ему необходимо своевременно разъяснить особенности переходного периода, научить сдерживать пробудившееся повышенное половое чувство, помочь найти свое место в мире интересных и увлекательных занятий.

Врач-сексолог Зыбко В.Р.

Дата публикации: 05.12.2019