Половая неприкосновенность. Советы родителям
Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением. Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном, психофизическом развитии и представляет угрозу для его будущего. Большинство родителей боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.
Последствия сексуального насилия могут проявляться в различных симптомах. Важно обращать внимание на особенности поведения и внешности ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.
Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:
- оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо переедание (булимия);
- анальные симптомы: разрывы и выпадения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, запоры;
- вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.
Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
- гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального отверстия;
- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия;
- повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
- жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота;
- боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе;
- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
- недержание мочи;
- рвота;
- потеря сознания;
- болезни, передающиеся половым путем;
- ранняя неожиданная беременность.
Признаками сексуального насилия являются:
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале.
Некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физических следов.
Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.
Изменения в проявлении сексуальности ребенка:
- не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных отношениях, большой интерес к ним;
- сексуальные действия, направленные на самих себя;
- демонстрация интимных частей тела;
- необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам:
- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
- имитация полового акта;
- соблазняющее поведение отношению к противоположному полу;
Изменения в эмоциональном состоянии и общении:
- постоянное возбуждение, истерические симптомы:
- стремление куда-то бежать, спрятаться;
- быстрая потеря самоконтроля;
- нервные срывы, истерики;
- вспышки агрессивности;
- депрессивные симптомы:
- замкнутость, заторможенность, подавленность, изоляция, уход в себя;
- задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие;
- переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;
- проявление агрессивности и враждебности по отношению к другим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее:
- непристойные выражения;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- жестокость по отношению к игрушкам;
- самоагрессия’.
- причинение травм и увечий самому себе;
- курение, употребление алкоголя, наркотиков;
- побеги из дома, прогулы школы;
- попытки совершить суицид или желание это сделать;
- возникшие трудности в общении с ровесниками:
- нежелание принимать участие в подвижных играх со сверстниками;
- отказ от общения с прежними друзьями или отсутствие друзей своего возраста;
- отчуждение от братьев и сестер;
Поведенческие изменения:
- возврат к детскому, инфантильному поведению;
- наоборот, слишком «взрослое» поведение;
- изменения в отношении к собственной внешности:
- утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой;
- наоборот, навязчивое мытье;
- крайняя настороженность, подозрительность;
- рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку…»).
Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:
- неспособность защитить себя, не сопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
- навязчивая зависимость;
- чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
- неожиданные, резкие перемены к:
- конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»);
- месту («Я не могу ездить в лифте»);
- любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»);
- изменение отношения к школе и учебной деятельности:
- резкое изменение в успеваемости (в лучшую или худшую сторону);
- пропуски отдельных уроков, прогулы школы, отказ и уклонение от обучения;
- изменение отношения к семье:
- принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уборка, уход за младшими детьми и их воспитание);
- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
Изменения самосознания ребенка:
- снижение самооценки;
- обесценивание собственной личности, недовольство собой, презрение, чувство собственной неполноценности;
- чувство униженности, состояние чрезвычайной уязвимости;
- маскировка самооценки с течением времени низкой фантазией всемогущества;
- жажда победы и самоутверждения любой ценой;
- вина, стыд, чувство собственной испорченности:
- чувство собственной неполноценности, убежденность в том, что ты хуже всех;
- восприятие себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного и ни на что не способного;
Появление невротических и психосоматических симптомов:
- навязчивые страхи, тревога:
- боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком;
- боязнь раздеться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или снять нижнее белье вовремя медицинского осмотра);
- сопротивление тактильным контактам:
- нежелание, чтобы целовали, обнимали,
- нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;
- боли (головная боль, боли в области живота и сердца);
- нарушения сна (страх перед отходом ко сну, ночные кошмары, бессонница);
- боязнь телесных повреждении;
- резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или, наоборот, ожирение;
- тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).
Необходимо учитывать, что ребенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или других причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.
Основной задачей взрослого является помочь ребенку освоить правила жизни в обществе и научить его безопасному поведению, чтобы он мог войти во взрослую жизнь с минимальным риском и максимальными приобретениями, а именно — сформировать у него навыки, необходимые для безопасного и здорового образа жизни, а также научить его ориентироваться и действовать в различных ситуациях.
Чтобы обезопасить ребенка, необходимо обучить его конкретным действиям в опасной ситуации: твердо говорить «Нет!» и рассказывать о происходящем доверенным взрослым, которые могут помочь. Беседа на эту тему важна для детей и должна вестись в доверительной, комфортной обстановке, объясняя, что такое «секретные» и «небезопасные» прикосновения и как правильно реагировать на попытки нарушения личных границ.
Важно формировать эти навыки с детства, помогая ребенку понимать, что его тело принадлежит только ему и никто не имеет права прикасаться к нему без согласия, а также учить доверять своим чувствам для распознавания опасности.
Инструктор-валеолог УЗ «Круглянская ЦРБ» Еркович С.Н.
*материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.
Дата публикации: 26.08.2025