Основные проблемы детей-инвалидов и их семей
Проблема «ребенок-инвалид» носит комплексный и многоплановый характер. С одной стороны, семья ребенка-инвалида – это комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования ребенка. С другой – сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, но и в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, забот и интересов.
Появление ребенка с ограниченными возможностями вносит существенные коррективы в привычный быт семьи. Нередко возникает недоверие, супруги начинают искать причины несчастья ребенка друг в друге, что ведет к внутрисемейным конфликтам. Нередки случаи, когда отцы, не выдержав тягот забот о воспитании такого ребенка, оставляют семьи, что еще больше осложняет ситуацию. В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.
Среди основных проблем семьи, имеющей ребенка-инвалида, следует отметить психологические проблемы:
· переживания всех членов семьи в связи с заболеванием ребёнка и тревогой за его судьбу;
· непонимание со стороны собственной семьи;
· напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных бытовых проблем;
· неприятие отдельными родителями детей инвалидов.
Еще одной проблемой детей инвалидов и их семей являются проблемы медицинского характера:
· получение информации о заболевании ребёнка, ожидаемых социальных трудностях;
· овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи;
· поиск возможностей дополнительного консультирования ребёнка, его возможная госпитализация, получение путевок в санаторий и т.д.
Проблема социально-бытовой адаптации детей-инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы:
· трудности, связанные с осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, с формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности;
· организацией досуга и игровой деятельности ребёнка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности;
· приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных моторных функций, а также приобретение высококачественных технических средств.
В семьях, имеющих ребёнка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Экономические проблемы связаны с рядом причин:
· вынужденным неучастием большого количества матерей детей-инвалидов в общественном производстве;
· оформлением сокращенного рабочего дня;
· вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы;
· оформлением отпуска без сохранения содержания для лечения и оздоровления ребенка;
· затратами на приобретение дефицитных медикаментов, вспомогательных технических средств и специального оборудования, оплату консультантов, медицинских сестер, массажистов, выезд с ребёнком на курорт и т.д.
Часто бывает, что родители вынуждены содержать всю жизнь детей с отклонениями. Такое положение обусловлено не только ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами.
Проблема образования больного ребёнка заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребёнка к школе и сложностях в его обучении, особенно при обучении на дому. Проблемой остается получение профессии и трудоустройство по ней для инвалидов с детства. Не разработаны содержание и методы профориентации и трудовой подготовки лиц с ограниченными возможностями, не решены вопросы их трудовой занятости.
Социально-профессиональные проблемы семьи – это всевозможные трудности для родителей ребёнка-инвалида:
· повышение своего образовательного уровня;
· отказ от реализации профессиональных планов;
· вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода за ребёнком-инвалидом;
· смена характера работы родителей с учётом интересов ребёнка;
· формирование уклада жизни семьи, подчинённого интересам ребёнка;
· трудности с проведением досуга ребёнка.
Не менее важной является проблема, связанная с формированием негативного общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.п.). Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, у детей формируются качество, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой.
Таким образом, основными социальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, является экономические, психологические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно и нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке.
Валеолог ЦРБ.
Дата публикации: 01.11.2021