Младенческие ручки

Послушайте, у меня сплошные неприятности! Взмахнул ручками, вздрогнул, а мама сказала: Он ручек пугается, они мешают ему спать» — и стала заворачивать меня туго, по самый подбородок.

Пока спишь, еще ничего, но когда проснешься – ни потянуться, ни пошевелиться и жарко же! Потею. А в некоторых местах даже больно – особенно когда мокрый или…. понимаете?

Спасибо, пожалела меня мама, стала заворачивать до пояса. Обрадовался, размахался ручками, и надо же – щеку поцарапал. Так они теперь на меня рукавички надели.

Представляете? Вон шарик красный висит, мне его потрогать хочется. И самого себя потрогать, и вообще все, что попадется. А рукавички мешают. И лежишь просто так, скучаешь… Вот и такой грустный монолог мог бы произнести младенец, если бы научился говорить. И нашел бы у врачей-педиатров полное сочувствие.

Что касается тугого пеленания, оно давно признано вредным. Впрочем, иной излишне беспокойный, возбудимый ребенок действительно засыпает быстрее если туго спеленат, но как только он заснет, пеленки надо расслабить, а время бодрствования – максимально рано – хоть с первых недель оставлять в кофточке и в ползунках.

Пеленание, слишком тесная или теплая одежда, как и излишне высокая температура в комнате (выше 20-220) способствует появлению потницы – мелкой красноватой сыпи, располагающейся преимущественно на шейке, груди, спине, бедрах и особенно заметной по утрам после ночного сна. Такая сыпь сама по себе не представляет опасности, но это сигнал дискомфорта, перегревания.

Теперь возвращаясь к жалобе младенца, остается узнать, действительно ли он пугается своих ручек. Категорического ответа нет, это область предположений. Может быть, пугается, может быть, вздрагивает рефлекторно, от неожиданности. Но даже если и пугается, это необходимый жизненный опыт. Ребенок еще «не разобрался сам с собой», еще не вполне вычленил из окружающего мира, и прикосновения рук помогают ему в этом, тренирует способность соотносить себя с пространством. С первых дней жизни малышу полезна любая двигательная активность, но движение рук специалисты считают особенно значимыми, потому что они способствуют координации зрительных, слуховых, двигательных реакций.

Пусть размахивает ручками на здоровье! А чтобы он себя не оцарапал, мама не должна забывать раз в неделю после купания маникюрными ножничками с закругленными краями, желательно специально выделенными для ребенка, аккуратно обрезать ему ноготки, не оставляя острых уголков. Необходимо осмотреть каждый пальчик, особенно в первые недели — нет ли вдоль ногтевого ложа маленьких скоплений гноя. Это может быть первым проявлением общей инфекции, и единственное что маме разрешается сделать самой – это смазать пальчик зеленкой; обязательно обратиться к врачу.

Наш младенец больше всего огорчен рукавичками. Да, с ними еще можно было мирится в первый, скажем месяц, а потом они становятся не только излишними, но даже вредными, т.к. они могут тормозить развитие умственного потенциала ребенка, его интеллекта.

Окружающий мир малыш познает через ощущение, и надо обязательно давать работу его органам чувств – зрению. Специалисты по дошкольной педагогике советуют очень рано – с 3-4 недель вкладывать в ладошку ребенка маленькие колечки, шарики, палочки с разной поверхностью – гладкой, шероховатой, ребристой, с возрастом – слегка приподнимать вышеуказанные предметы, побуждая удержать их, ухватить. Как это сделать в рукавичке? Свободная рука становиться для ребенка подлинным органом познания не только потому что позволяет многое открыть для себя на ощупь, взять, разглядеть мелкие движения кисти, действия пальцами, способствуют становлению высшей нервной деятельности. И в частности развитию мозговых центров, ведающих речью.

Замечено: дети, которые больше занимаются своими игрушками, раньше «осваивают» ложку, раньше начинают говорить.

В быту существует наблюдение: если ребенок спит с закинутыми на подушку ручками, значит он чувствует себя хорошо.

Действительно ли эта поза – поза благополучия, мама может проверить, наблюдая за малышом. Но еще важнее для нее последить за « поведением ручек» во время бодрствования.

В первые недели жизни мышечный тонус ребенка повышен и руки часто бывают сжаты в кулачки, затем напряжение должно постепенно ослабевать. И если к 1,5-2 месяцам ладошки еще не раскрыты и, тем более, если движения рук неодинаковы: одну он поднимет высоко, а другую – чуть-чуть, это может быть признаком неврологических нарушений. Надо спешить в врачу-невропатологу.

Выходит, что младенческие ручки могут многое рассказать и самому младенцу и его маме. Только надо дать им свободу.

Врач-педиатр

Л.В.Будник

Дата публикации: 02.06.2017