Аутизм у детей

Аутизм  — это целый комплекс расстройств психического развития ребенка, который выражается нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, стереотипностью деятельности. Болезнь воздействует как на психические функции (речь, интеллект), так и на восприятие мира.

Так, больные зачастую не имеют собственного мнения и не понимают общего смысла происходящих вокруг событий.

 Аутизмом страдают шесть детей в возрасте до восьми лет на каждую тысячу. Ранее считалось, что количество распространенность этого заболевания находится на уровне одного-двух детей из тысячи. Мальчики болеют в три раза чаще, чем девочки. На сегодняшний день аутизм встречается чаще, чем слепота и глухота, вместе взятые. В проявлении этой болезни большую роль играет наследственность.

 Как же аутизм проявляется?

Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. У малыша отсутствует комплекс оживления, который есть у детей примерно с первого месяца, эмоционально очень слабо реагирует на близких, в плоть до полного безразличия. Ребенок-аутист не улыбается, «не дает» контакта глаза в глаза, хотя обращает внимание на предметы. Эти дети слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители, они иногда кажутся глухими и слепыми. Чем дальше, тем больше  признаки аутизма пугают родителей. Эти дети очень боятся перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у них тревогу, которая проявляется  либо отсутствием контактов, либо истерикой, отказом что-то делать. Тоже касается и речи аутичного ребенка: либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает. Родителям же кажется, что ребенок не понимает, о чем они говорят. Не запоминает. На самом деле это не так. Больной малыш может вспомнить, например, разговор между мамой и папой через несколько дней, недель, и даже способен передать интонацию.

Аутичный ребенок не очень хорошо понимает окружающие предметы, не понимает, что происходит вокруг, не осознает существование других людей. Затем болезнь прогрессирует следующим образом: ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы. Если хотя бы что-то становится им понятно — они за это цепляются: отсюда появляются эти симптомы повторения  одних и тех же движений (стереотипные движения пальцами рук, потряхивание и вращение кистями рук, ужимки, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках).

Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительные и руководствуются  в своих редких контактах с окружающим миром целой системой страхов. Эти страхи впоследствии  перерастают в запреты  и самоограничения. То есть человек может бояться  работающего телевизора или луча света на полу. Поэтому те самые однообразные движения, характерны для больных, являются аутостимуляцией, компенсирующее нервное напряжение.

Обычно аутистов интересует три области: математика, живопись и музыка. Математические способности встречаются  у аутистов наиболее часто и проявляются в достаточно раннем возрасте. Некоторые особенности  аутисты сохраняют всю жизнь: педантично  расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если кто-то нарушит сложившийся порядок.

Что же делать?

В каждом конкретном случае должен помогать специалист, да и не один (психиатр, психолог, врач, родители, воспитатели). Главное — это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.

Нам нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому нужно научится за ними наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.

Даже не говорящие аутичные дети охотно выполняют задания «невербальные», то есть такие, в которых не нужно пользоваться  речью. Эти задания (лото, головоломки, паззлы, мозаику) нужно использовать для налаживания контакта, вовлечения в индивидуальную и совместную деятельность, обогащает его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Кроме того, задания по схеме, с видимым конечным результатом успокаивает ребенка, придают деятельности смысл.

Если ребенок погружен в игры-манипуляторы с предметами, нужно стремится предать им смысл: выкладывание рядов из кубиков — «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги — «устроим салют».

Только в крепкой связке  «родитель-врач-педагог-психолог» можно решить целый ряд проблем аутичного ребенка. Все действия должны быть настолько слажены, чтоб ребенок чувствовал комфорт от узнаваемости, имел перед собой образ конечного результата каждого действия, учился взаимодействовать.

Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, дайте ему отдохнуть.

Аутизм нельзя вылечить. Иными словами – от аутизма нет таблеток. Помочь ребенку с аутизмом может лишь ранняя диагностика и многолетнее квалифицированное педагогическое сопровождение.

 И помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить!!!

Врач-педиатр

Гудкевич Наталья Александровна             

Дата публикации: 04.06.2017