Актуальность проблемы профилактики суицидального поведения детей и подростков

Одна из острейших проблем современного общества — проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди детей и подростков. Суицид занимает 13‐е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет. У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место.

Увеличилось количество обращений детей и подростков в службу «Телефон доверия» по вопросам, связанным с суицидальными мыслями или намерениями. 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в их окружении: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Мощным фактором, влияющим на подростка, является система его социальных связей, прежде всего семья.  

Молодежная субкультура — это одна из наиболее острых предпосылок, активирующих риск суицида. В контексте суицидальной активности следует говорить о негативных субкультурах, а именно о контркультурах. Примерами контркультур являются: скинхеды, сатанисты, гопники, неонационалисты, криминальные группы и другие субкультуры, несущие суицидальный характер. Наиболее распространенными молодежными субкультурами, суицидального направления раньше считались группы Эмо и Готы. К причинам, по которым молодежь примыкает к контркультурам, относится потребность в самовыражении, неспособность занять желаемое место в социальной иерархии, и сложности в общении со сверстниками, возможность ощутить свободу, независимость, неустойчивость системы ценностных ориентаций.

По данным ВОЗ около 20 % самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Большинство причин, по которым суициды происходят, это нарушения отношений ребенка с его ближайшим окружением — родителями, друзьями, одноклассниками, педагогами.

 Один замкнется в себе, другой станет отстаивать себя, третий будет искать помощи и защиты у близких.

На первый взгляд, наибольшую «трудность» для специалистов СППС представляют те учащиеся, которые стремятся отстоять, защитить себя сами, т.к. их реакция часто бывает излишне агрессивная, неадекватная ситуации и дестабилизирует весь класс. Но эта группа учащихся, испытывающая трудности адаптации к происходящему в их жизни, явно обладает неплохими ресурсами: раз они искренне и однозначно негодуют, гневаются и выражают протест на их взгляд, несправедливому к ним отношению, значит, они активны, умеют и стремятся что-то менять в происходящем и обладают необходимой для этого энергией. Сам тип их личности, структура характера подталкивает их к активному поиску выхода из трудной ситуации. Педагогам и другим взрослым из окружения такого ребенка стоит корректно побуждать его к неагрессивному поведению и направлять его энергию в «мирное русло».

Более пристальное внимание следует уделять, ищущему помощь вовне, помня, что остальные члены его семьи, сами находясь в ситуации стресса и неопределенности, могут быть не в состоянии вовремя оказать ребенку эмоциональную поддержку. И учащиеся остаются один на один с возникшими трудностями, как в их психологическом состоянии, так и в общении с окружающими.

Но наибольшую озабоченность вызывают, которые склонны замыкаться в себе вместо активного поиска помощи и отстаивания себя. Такого подростка можно сравнить с улиткой, спрятавшейся в своей раковине, и догадаться, чем он там, в ней занят, о чем думает и что собирается сделать — большая загадка.

И есть вероятность, что гнев и агрессия, закономерно возникающие в ответ на трудную ситуацию, притеснения, враждебность и упреки, могут быть обращены на самого себя и вылиться в самоповреждающие действия.

Каждый человек, а подросток особенно остро, в силу своих возрастных особенностей встречается с проблемами трех «Н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и одиночества.

И как следствие, начинается внутренняя борьба с тремя «Б»: беспомощностью, бессилием и безнадежностью.

В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что он ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор.

Суицид — это результат социально-психологического кризиса, когда страдание настолько тяжело, что надо от него освободиться любым способом, даже уничтожением своего тела.

Различают следующие типы суицидального поведения:

Демонстративное поведение. В основе лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями.

Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. Это разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства без намерения покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное поведение. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий.

Как правило, сильные негативные эмоции — обида, гнев затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки, чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение. Характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. Чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.

 

 

Из материала интернет сайта.

Дата публикации: 15.04.2022